Взаимоотношения сотрудников дорожной полиции с участниками дорожного движения основываются на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

При обращении к участникам дорожного движения сотрудники дорожной полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства.

В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

В разговоре с гражданами сотрудники дорожной полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

Действия сотрудников дорожной полиции должны быть понятны участникам дорожного движения, а подаваемые ими сигналы водителям, во избежание вынужденного создания помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.), - подаваться своевременно.
Сотрудник дорожной полиции при остановке транспортного средства обязан незамедлительно подойти к водителю и назвать причину остановки, и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения участников дорожного движения.
Сотрудник дорожной полиции может предложить водителю выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:

1) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений Правил перевозки грузов;

2) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения:

3) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; 4) для проведения досмотра транспортного средства и груза; 5) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;

6) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий даются без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Республики Казахстан и другие нормативные правовые акты, действующие в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, делаются так, чтобы дети этого не слышали.
С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.

Сотрудник дорожной полиции при обращении с документами при их проверке должен обращаться аккуратно и не делать в них каких-либо отметок. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.

При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Республики Казахстан сотрудники полиции обязаны разъяснить нарушителям их права, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях:
1) знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
2) при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;

3) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
4) порядок обжалования постановления по делу.

При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет права и порядок обжалования своих действий, предлагает гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении и дополнительные материалы приобщаются к основным материалам.

При пресечении правонарушений сотрудники дорожной полиции должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов, серьезности допущенного правонарушения и возможных последствий.

В случаях необходимости сотрудники дорожной полиции обязаны оказывать содействие гражданам:

1) в оказании первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и доставления их в лечебные учреждения;

2) в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности;

3) в разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута;

4) в возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.